ЛЕНТА

МАСТЕР ТЕНЕЙ ЯРОМИР ФУНКЕ











  • Не знаю как у кого, но в мою жизнь фотография вошла очень давно, в моем детстве запах фиксажа и проявителя был делом обычным, а волшебство процесса я наблюдала, сидя в темной ванной, где мой отец колдовал с пленками и увеличителем. Иногда он давал мне в руки пинцет и велел держать за уголок квадратик белой бумаги, погружать его в раствор и следить за проявляющимся изображением. Главная моя задача была - не прозевать. т.е. поймать момент, когда изображение станет ярким и контрастным, но не слишком. Задача для ребенка сложная, ибо нет четкого критерия, а лишь свое собственное чувство прекрасного. Отец был строг и за каждый испорченный отпечаток я выслушивала...да много чего о себе выслушивала. Но в меня иногда вселялся веселый бес и я, в процессе проявки, ставила свои маленькие эксперименты - то опуская в проявитель лишь половину отпечатка, постепенно увеличивая площадь проявки и создавая градиент, то ставила пинцет так, чтобы следы его оставались на изображении в определенном месте, то еще что-нибудь дивное и увлекательное, пока меня не отстранили от этой возможности. Но! В нашем доме, сколько себя помню, лежала большая стопка журналов "Чешская фотография". От частого просмотра, страницы выпадали, но бережно вкладывались на свое место и листались и мусолились взглядом бесконечное число раз. По контрасту с журналами под названием "Советское фотоискусство", где на страницах было много сталелитейщиков в ореоле из искр, чумазых нефтянников и очень много лысых дядек в кукурузных полях, или это был один, но многоликий... Так, нет, я не об этом. Наверное, в чешских журналах я и увидела впервые снимки Судека, что на всю жизнь дало мне преимущество над теми, кто видит его впервые в зрелом возрасте. Я полюбила волшебный мир Судека тогда, когда его туманные сады казались мне иллюстрациями к сказкам (кстати до сих пор это ощущение не проходит). И я полюбила четкие линии тоже, ведь чешская фотография очень графична. Будь это работы в жанре ню, где линии тел поют очень чистыми голосами, будь это городские пейзажи, где открытые форточки рисуют тенями на стенах перспективу, будь это натюрморты, где предметы имеют четкие контуры и четкие тени. Я сейчас о работах Яромира Функе, например. Он начинал с пиктореализма, поскольку делал первые шаги в начале 20 века, когда фотография хотела доказать, что она имеет право называться искусством и хотела быть похожей на живопись. Так говорят искусствоведы. Странно, что в наши дни спор по поводу фото или живопись? навсегда раздельно или узаконить смешанные фото-живописные браки? продолжается и так же горяч. Следующий этап творчества Функе - классический модернизм. И, вот вам примеры. Можно просто полюбоваться, а можно (и желательно) высказаться. Спасибо, что дочитали.


    •  

      Спасибо, Мила, за прекрасный живой рассказ. Я заметил, твои описания и характеристики всегда остры, точны - это литературный дар! Я ожидал чего-то подобного.
      С фотографией все сложнее. Как не любил (не понимал), так и не люблю: Чешское, польское, прибалтийское и прочее соцлагерное фото в том классическом черно-белом журнальном варианте, который мне всегда попадался на глаза с ярлыком "Фотоискусство" (с одним и тем же способом изображения и хлеборобов, и беременных, и старух - монументальные кожистые физиономии с взглядом в пустоту). И энтузиастов этого занятия, напоминающих странную секту недохудожников, извлекающих из собственных недр звуки, какие никогда не приведут мою душу в резонанс.
      Если слышу их в работах ВЛДР, всегда немного морщусь...
      И наоборот - бесконечно благодарен ему и только ему за то, что нашел в фотографии для меня маленький уголок, придумав свою рембрандтовскую темную "песочную"технику, напоминающую офорт, за его бесхитростные сентиментальность и лиризм, какие и мне вовсе не чужды, и живопись, которую я оказывается люблю больше любого фотографизма.
      Помню запах фиксажа, вьевшийся в пальцы - детство.

    •  

      Мила Спасибо!
      бальзам на душу.
      Я с семи лет проявлял фотопленку и до шестидесятисеми.)

    •  

      Снова про Светопись.
      Это то, о чем я пытался сказать, просто не хватило слов и умения высказаться. Эти работы с тем же успехом могли быть и в цвете. Если кого это беспокоит.

      •  

        Беспокоит, что "светопись" - очевидно, как особая техника тональной разработки формы (это из названия следует), в действительности оказалась фокусами с отражениями.
        Ну, ладно, если тебе нравится.
        Автор любопытный, но не мой.


        •  

          Такое ощущение, что мы говорим об одном, но на разных языках и не можем правильно понять друг друга.
          Светопись, это процесс, а не результат ( изображенная форма предмета при помощи освещения предмета))

          •  

            Процесс, понятно. Особый (раз его специально назвали). А как это отразилось на результате? Никак? Тогда в чем его особость?
            ...Володь, давай не будем усложнять, потом при случае
            разберемся.



    • Замечательный рассказ, спасибо! Интересные фотографии. Я надолго застряла, рассматривая первую, пытаясь понять, как был получен такой эффект смещения с отзеркаливанием. Так и не поняла. Возможно, это игры при печати ...
      Я тоже в детстве помогала (или мешала) печатать фотографии, но мой отец не слишком увлекался этим делом - плохо снимал, небрежно печатал. Но и я успела заметить, как и чем можно было манипулировать при этом действии. Однако полюбила фотографию , думаю, постепенно, рассматривая семейные альбомы моей бабушки. Удивительные были работы старых, малоизвестных, наверное, мастеров. Они сохранились у нас и по сей день.
      Чешские, польские и прибалтийские журналы тоже очень интересовали всегда , но это была редкая удача держать в руках такой журнал - в продаже их не было, или раскупали все мгновенно.
      Помню еще наши харьковские рынки - базары, где продавались, вместе с яркими прыгающими мячиками на резинке, сладкими леденцовыми петушками на палочке и нежнейшими метелками из ковыля, разукрашенные анилиновыми красками слащавые фотографические открытки. Память о них , наверное, не позволяет полюбить искусственные краски ни в фотографии, ни в живописи, хотя во всех этих базарных поделках была своя прелесть наивного творчества...
      А монохромные хорошие фотографии очень люблю. Мягкие и нежные тональные переходы наряду с тонкими очертаниями фигур просто музыка для меня. И мне кажется, что где-то глубоко в подсознании я вижу эти фотографии в цвете тоже...
      Но фотографии Функе , наверное, в цвете не вижу, да это и не нужно. Он играет с оптикой как фокусник, создавая своеобразный рисунок . Из всех представленных здесь фотографий , мне больше всего понравилась с шариком и стеклом. И музыкой:)

      •  

        А мне с очками. Люблю плавные линии, изгибы всевозможные,
        тут для меня больше музыки.

        •  

          а мне рожица, образовавшаяся из очков и теней , мешает ее слышать )

          •  

            Смешной довод


            •  

              почему смешной? Очень может быть, что автор и хотел добиться такого результата :)


              •  

                Не думаю, ты можешь себе представить, чтобы серьезный фотограф, ну, например, наш Маэстро, выкладывал рожицы из линий и теней? Судя по остальным работам, Функе именно серьезный фотограф. Вик, совсем не обязательно, чтобы тебе нравилась эта фотография, у каждого свои предпочтения

                •  

                  Я не знаю, что такое "серьезный" фотограф. Надеюсь, что каждый может пошутить, и наш Маэстро тоже:).
                  Я знаю, что такое "надутый" и с ущемленным самолюбием на ровном месте, но надеюсь, что таких мало.


    • Спасибо, Мила, за рассказ, за знакомство с мастером теней - надолго зависла, есть для меня в его работах то, от чего что-то замирает в душе.
      Дочь с детства увлекалась фотографией, муж проявлял, печатал и она с 12 лет научилась печатать. А я взялась за камеру гораздо позже, в очень тяжелый и трагический период жизни, это помогало выживать. Мне очень нравился уличный жанр, в какой-то момент поняла вдруг, что появилось то, что называют фотографическим взглядом...но...в силу обстоятельств по здоровью уличный жанр остался в пошлом, начала снимать натюрморты, даже не предполагая, что они станут такой важной частью моей жизни. Снимаю мыльницей, зеркалок боюсь.

      •  

        Вера, я рада, что здесь, в этой уютной атмосфере, возможны разговоры по душам. Как-то Ира Быкова сказала, что для нее важна "насмотренность", я с ней согласна, для меня тоже. Не имея возможности часто посещать картинные галереи и выставки, черпаю, что могу, из интернета.
        А я, вот, совершенно не умею снимать на улице, ну, разве что, здания...

    Share this:

    Отправить комментарий

     
    Copyright © 2017 PhotoGraphistLibrary. Designed by OddThemes | Distributed By Gooyaabi Templates