ЛЕНТА

АБРАКАДАБРА, или сборник смешных и несмешных статей о композиции

 Не мог пройти мимо, утащил к себе, вместе с Каталогом статей
Самое выдающееся сочинение указанного собрания привожу (с необходимыми, чтобы не считаться воровством, купюрами). Исключительно с целью дать развернутый комментарий (не сразу, в свое время) на каждое искусствоведческое заявление уважаемого исследователя. 
Для этого и забран с оригинального сайта (дабы господа не смогли его удалить из публичного пространства). Предъявить мне претензии в незаконном воспроизведении у них не выйдет - как оригинальное произведение, оно меня не интересует - исключительно как нагромождение казусов и глупостей, которые я собираюсь сделать составной частью собственной статьи;)  Е.Григорьев

АБРАКАДАБРА

...Куча искусствоведческих наук, толкая друг друга академическими задницами, выросла, как плесень на нежном и совершенно нематериальном теле европейского Искусства. И композиция, и история искусств, и скучнейшая философия искусства, которая больше напоминает глобус Украины и ещё много других наук.
...У нас эта псевдонаука процветает. И даже тогда, когда дело касается фотографии - вида искусства, которому композиция дана от природы, а не от ума. Можно снять отличную фотографию, и продать её. А можно не снимать никакую фотографию вообще, а написать статью или книгу на тему о том, какой должна быть эта фотография, и получить за это ещё большие деньги, прекрасно отдавая себе отчёт в том, что на практике все эти "законы" композиции всё равно никто применять не будет: их просто невозможно применить в силу особенности этого вида искусства. Короче говоря, аналитика начинается там, где заканчивается искусство, и наоборот.
Давайте отвлечёмся от разговора про композицию и посмотрим, что вообще происходит с искусством. Восьмилетнего мальчика ведут в художественную школу, находят у него там какие-то способности, и начинают его учить. Учат всему - как правильно работать с цветом, со светом, какие есть законы композиции, показывают на классических примерах, водят на выставки, где рассказывают о художниках. И даже показывают портрет человека с сине-зелёным лицом, в качестве курьёза. Заставляют рисовать этюды. И даже объясняют, что не так, чтобы в следующий раз было так, как надо и как принято. И в промежутке между уроками о законах композиции иногда говорят заученную фразу о том, что ценность произведения искусства, в отличие от фланца или штуцера - в его, произведения, неповторимости. Вот, собственно, и всё, приплыли...

В фотографии дело происходит несколько иначе. Когда начинающий фотолюбитель наконец-то начинает осознавать, что его снимки далеки от совершенства, он почему-то думает, что главная причина его неудач - плохая камера или объектив. Поглядите на любой фотофорум в интернете, и Вы сами увидите, что основной вопрос тут - обсуждение фототехники. Вдоволь наобсуждавшись и купив наконец-то новый фотоаппарат или объектив, любитель с удивлением замечает, что его снимки не стали ни на шаг ближе к совершенству. Начиная копаться глубже на тех же сайтах или читая книжки далее, он с радостью обнаруживает новое для себя слово, достаточно длинное для того, чтобы выглядеть убедительно: композиция. Далее очень доступно говорится о том, какой она должна быть, а какой ей быть не следует, приводятся какие-то основные принципы построения кадра, на примере действительно гениальных жанровых фотографий, с разложением их по полочкам, и с иллюстрациями-схемами композиционного построения в виде кружочков, векторов и квадратиков, и даже показано, что вот такое положение квадратиков визуально более выгодно, а вот такое - нет. Нарисованы схемы движения глаза зрителя: вначале глаз посмотрит сюда, потом сюда, затем переместится в эту точку и остановится там. И говорится об этом очень понятным языком, с наглядными примерами, с чуть ли не выделенными жирным шрифтом конкретными законами для запоминания и с привлечением действительно лучших фотографий, чтобы у читателя не оставалось никаких сомнений в том, что секрет успеха этих фотографий кроется именно в знании законов композиционного построения.

Радостный фотолюбитель, прикоснувшийся наконец-то к тайному знанию, идёт на улицу, и пытается применить эти сведения на практике, снимая жанр. Наивный фотолюбитель прикладывая неимоверные, но безрезультатные усилия пытается представить себе траекторию глаза зрителя, и как изменить эту траекторию, да в условиях постоянно меняющейся ситуации сцены. И тут вдруг оказывается, что просчитать что-то совершенно невозможно, что теория не только оторвана от практики, но, более того, эта теория давно уже оторвалась от того вида искусства, гда она действительно реализуема - от Живописи, и намертво вцепилась в схожую на лицо Фотографию, где она (теория живописи) не играет ровно никакой роли, кроме той, что душит её (фотографии) развитие. В результате распространения такого рода ложных ценностей в фотографической аналитике появляются более чем посредственные по содержанию работы.

Почему победное шествие науки о законах фотографической композиции душит развитие самого фотоискусства? Искусство имеет очень большой потенциал в своём развитии. В мире вокруг нас существует бесконечное множество разных сюжетов для фотоискусства. Много ли из них мы хотим запечатлеть на свою плёнку? Дай Бог, чтобы тысячную часть.

Дело обстоит так, что из всей сферы фотосюжетов мы обычно вырезаем примерно полусферу тех сюжетов, которые отвечают превалирующей идее, независимо от того, знакомы мы с ней, или нет, которая вообще говоря, относится ко всем видам искусств в целом, той, которую я назвал "Общей идеей" в статье "О фотографической идее". Эта полусфера отвечает нашим духовным (не путать с религиозными) представлениям о прекрасном, исходя опять-таки из духовных традиций нашего общества.

Далее, от получившейся полусферы мы отбрасываем в сторону "съедобное, но не вкусное". Поясняя сказанное, вспомним, что во Франции, к примеру, люди едят даже лягушек, и они, по-видимому питательны и съедобны, но мы не привыкли питаться земноводными, поэтому мы их тоже пропускаем (хотя потенциально они применимы, дело лишь только в привычках).

Из оставшихся сюжетов мы выбираем те, которые отвечают требованиям фотографической науки, то есть такие, похожие на которые уже были сняты до нас, обсосаны до косточек аналитиками, описаны в виде композиционных закономерностей и выданы на гора в виде фототеории. И мы уж не понимаем того, что аналитика - это жирная точка в конце предложения, сказанного до нас, а не заглавная буква в начале следующего, которое надлежит сказать нам самим. Если Вы хотите оставить свой след в фотоискусстве, то следующее предложение Вам подлежит сказать самому.При этом можно повторяться, беспрерывно, как лошадка на привязи, ходя по кругу, ограниченному законами композиции, а можно поискать что-то новое за границами узкого диапазона принятого в обществе искусства, может быть даже в той области, которая совсем рядом с нами, и где "едят лягушек".

Таким образом, прикрываясь фразами о том, что композиция призвана усилить влияние фотографии на зрителя (что действительно часто происходит) мы сами создаём более узкие ограничения того, что может быть ограничено только духовными, более широкими, границами, что приносит больше вреда, чем пользы. Тут возникают сразу два вопроса.

Первый вопрос связан с тем, насколько велико влияние законов композиции в создании хорошей фотографии. Про то, что существует бесконечное множество скучных, но композиционно-грамотных фотографий, я уж не говорю - это всем известно. Также, думаю, что все видят, что большинство фотографий - произведений фотоискусства вообще выполнены с нарушением тех или иных композиционных требований, причём в любой фотографиии нарушений гораздо больше, чем следований этим почти догматическим положениям. Но самое главное не в этом! О самом главном сказал А.И.Лапин в своей книге, что надо снять тысячи кадров, чтобы выбрать из них тот единственный, который Вам понравится и будет гармоничен как по композиции, так и во всём остальном. О каком прикладном значении законов композиционного построения мы сейчас говорим, если всё диктуется волей случая? Уверяю Вас - каждая, даже случайная фотография отвечает всем законам композиции, и в то же время не отвечает ни одному - смотря что (фон или предметы) и как рассматривать. Так о каких-таких счастливых номерах лотерейных билетов идёт речь?

Вторым моментом является собственно усиление влияния произведения искусства на зрителя. Разве с полезностью этого кто-то спорит? Никто. Мне, кстати, довольно трудно тут говорить на эту тему, это очень тонкий вопрос. Я лучше прибегну к образному сравнению. Хотели бы Вы в отношениях со своей девушкой усилить производимое Вами впечатление на неё? Читаете ли Вы книги типа "Как оказывать влияние на людей" или "Как заставить себя полюбить"? Не кажется ли Вам, что это сугубо ремесленный подход, и что Вы тем самым превращаете свою фотографию в проститутку, угодную пользователю, то есть зрителю? И самое главное: поймите, что развитие любого вида искусства определяется не вкусом толпы, не зрителем, а создателем, творцом. Так что смело заступайте за границы, идите вперёд, экспериментируйте, и не обращайте внимания на оценку Ваших фотографий, которая всего лишь показывает, умещаются ли Ваши работы в прокрустово ложе современногоискусства.

Ставя под сомнение важность следования композиционным приёмам, я хочу отметить два момента.
Во-первых, понятно, что сказанное не относится к профессиональной фотографии. Конечно же, заказчик мало разбирается в фотографии, и желает получить похожее на то, что он уже видел, к чему привык, нечто общепринятое, качественно изображённую конкретику. Эксперименты в этой области привели бы к разорению бизнеса такого фотографа. Поэтому его и учат этим приёмам, и очень хорошо, если он их применяет в своих инсталляциях.
Во-вторых, если Вы всё-таки решили переступить существующую границу фотоискусства, и "скушать одну лягушечку", то нарушать композиционные каноны (то есть "пищу для мысли глаза") следует осознанно.

Для того, чтобы определить хотя бы направление в котором стоит двигаться, вспомним о том, что учение о композиции старо как сама живопись, поскольку самый первый творческий импотент, простите, аналитик, появился на свет одновременно с первым живописцем. С тех пор эти самые принципы никто не пересматривал, а только добавляли своих. Что совершенно неверно. Не кажется ли Вам странным то обстоятельство, что фотоискусство, которому чуть больше сотни лет, пользуется законами композиции, описанными ещё в эпоху Возрождения? Говоря о композиции как о средстве изобразительного языка искусства, почему-то обычно забывают, что этот язык меняется вместе с развитием общества. Поэтому мне казалось бы, что осмысление тех оплеух времени, которые окружают каждого из нас сегодня, помогло бы изобразить это время, с соответствующей компоновкой. Я не считаю, что язык фотографии это застывшее на века образование, как к примеру, церковная догма, по всем известной причине, что содержание искусства более-менее постоянно во времени, в то время как форма постоянно меняется. Ну, а композиция как раз и является частью формы. Большей её частью.

Так что не заморачивайте свою голову всякой малопригодной на практике ерундой, придуманной на досуге от нечего делать, а доверяйте своим чувствам, особенно чувству меры и гармонии, которые, как известно, не воспитаешь прочтением книг, и всё у Вас получится. Ну, а если не получится - читайте книгу готовых рецептов для начинающих домохозяек от фотографии под названием "Композиция".



© 2003 Дмитрий Катков
Еще почитать:

Евгений КибрикОбъективные законы композиции в изобразительном искусстве
Дмитрий КатковЛохотрон
Александр ЛапинКомпоновка, композиция и Брессон
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. В.Сёмин. Реставраторы
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. В.Сёмин. В музее Рублева
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. В.Сёмин. Мещера, Солотча
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. Г.Бинде. Психологический портрет
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. Г.Бодров. Старая лестница
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. Г.Бодров. Шляпа
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. Г.Бодров. Старушка
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. Г.Зельма. Сталинград, 1942 год
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. Неизвестный. Ливанский Кедр
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. В.Михайлов. Прыжок
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. П.Смертин. Бабушка
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. Н.Смилык. Жили-были
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. А.Картье-Брессон. В городе Ер. 1932
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. А.Картье-Брессон. Аликанте, Испания. 1932
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. А.Картье-Брессон. Сифнос, Греция. 1961
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. А.Кертеш. Ярмарка. 1931
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. А.Картье-Брессон. За вокзалом Сан Лазар, Париж. 1932
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. А.Кертеш. Голубь, Нью-Йорк. 1960
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. А.Кертеш. У Мондриана, Париж. 1926
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. В.Бишоф. Синтоистские священники в саду, Токио. 1951
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. Аббас. Христианин в Дагоне
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. Э.Эрвитт. Мать с ребенком
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. А.Ньюман. Ясуо Куниоши
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. К.Мацузаки. Купание. 1957
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. Л.Миллер. Будапешт. 1946
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. Ю.Смит. Погребение в океане
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. Ю.Смит. Прогулка в райском саду
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. А.Тюрпен. Без названия
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. Л.Фрид. Кладбище в Бодензе.1965
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. Композиция картины И.Репина «Не ждали».
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. Композиция «Сикстинской Мадонны» Рафаэля.
Александр ЛапинАнализ избранных фотографий. Композиция картины «Слепые» П.Брейгеля.
Юрий АсауленкоОпыт изучения "законов композиции", или Дежа-вю
Петтери СулоненПространство - фигура - фон
Роман СоловьёвНемного о пятнах
Петтери СулоненГеометрия в композиции
Петтери СулоненМожно ли научиться композиции?
Игорь ВаршавскийКомпозиция в фотографии
Юрий ГавриленкоОдиссея сознания. Выставка Трента Парка на "Винзаводе"
Андрей ПашисАспекты рационального анализа композиции. Целостность
Андрей ПашисАспекты рационального анализа композиции. Контрасты
Александр СоловьёвО приёмах композиции и превратно понимаемых "правилах"
Дмитрий ШерРазбор полётов: композиция
Антон ВершовскийОткрытие плоскости
Виктор ЛаврусЗолотое сечение
Андрей ЗейгарникПравило третей
Андрей ЗейгарникЛевые теории о левом и правом
Антон МартыновМожно ли резать верх головы на крупных портретах?
Дмитрий КораблёвМифы и реальность фотокомпозиции
Михаил АлпатовО композиции картины "Уличка" Вермеера Дельфтского
Михаил АлпатовО композиции картины "Менины" Веласкеса

Share this:

Отправить комментарий

 
Copyright © 2017 PhotoGraphistLibrary. Designed by OddThemes | Distributed By Gooyaabi Templates